Архимандрит Моисей

Белобережская Иоанно-Предтеченская мужская пустынь (Белобережский монастырь) — одна из обителей, откуда пошло русское старчество. Она устраивалась трудами и молитвами учеников преподобного Паисия (Величковского). Схимонах Феодор, ученик преподобного Паисия, привнёс в неё чин и порядок Нямецкого монастыря. Здесь подвизались старец Клеопа, здесь был пострижен в монашество Лев Оптинский, преподобный Тихон Белобережский, и многие другие старцы. Постриженики этой обители стали настоятелями многих монастырей, и все они приносили духовное устроение Белобережской в управляемые ими обители.

Архимандрит Моисей (1772—1848) — один из великих старцев обители

Из записей иеромонаха Израиля, который находился в самом тесном общении со старцем Моисеем, мы можем найти следующие строки: — многие годы жил с ним в одной келье, видел все подвиги его духовной жизни, слышал все его наставления, и всё слышанное и виденное складывал в своём сердце, как драгоценное сокровище. Старец говорил, что всеми мерами потребно стараться, чтоб сохранить мир душевный, и не возмущаться оскорблениями от других; если же не можешь не возмутиться, то, по крайней мере, надобно стараться удерживать язык по псалмопевцу: я потрясён и не могу говорить (Пс. 76:5). Старец поучал и наставлял братию иметь мир и любовь душевную, никогда не разрываемую, так чтобы и вида какого-нибудь не подать к нарушению любви, помня, что хотя после и может человек с тем братом иметь любовь, но мало той достигают, чтобы была такова, какая же и прежде, как бы хлеб отрезанный, если и прилепишь его, и соединишь одну часть с другой, но уже таков не будет, каков был прежде, всё ещё знак на нём остаётся, где был отрезан; так и нам должно стараться, чтобы не подать и виду к нарушению любви. Это Христос Спаситель наш заповедал: Сиё заповедаю вам, да любите друг друга (Ин. 15, 17), и паки: чадца! мир мой даю вам (Ин. 14, 27), и паки: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).

Беседа о поисках помощи Божьей

Отец Моисей говорил, что во всём надо искать помощи Божьей, а не надеяться на себя, и во всём прибегать к Богу. Во всём возлагать себя на волю Божью во всяких приключающихся обстоятельствах и говорить: на то воля Божья будет. Так наставлял отец своих чад и так пребывал всегда в покое душевном, без смущения, и братию уча, чтобы всегда возлагались во всём на волю Божью и пребывали в мире и покое душевном и ни о чём находящем не смущались, но всё бы случающееся представляли воле Божьей.
Старец Моисей ни о чём не скорбел, всегда бывал весел и учеников наставлял не скорбеть, даже о грехах, говоря: не должно много скорбеть, ибо от этого бывает уныние, а от уныния что бывает, — на это приводил святых отцов писания и говорил: ибо многие скорбят и сами не знают о чём, понапрасну. Если человек будет предаваться воле Божьей, то не будет о чём-либо мимоходящем много скорбеть, и будет у него всегда вид весёлый. Печаль по Боге не сокрушает человека, но печаль внешняя — та истощевает человека, и у него вид всегда посупленный, и многие этим страждут, и понапрасну себя изнуряют. Поминая же реченное Соломоном: Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости (см.: Притч. 17, 22).
Так препровождал дни свои отец Моисей, как бы никакой не имея печали, ни скорби, так отдавая себя во всём на волю Божью, уповая на Бога. А сердце его всегда было обителищем духовной радости о Господе.

Беседа о хранении совести

Имел он и добрую совесть и говорил: совесть есть естественная книга, кто деятельно читает оную, искусом познает Божественное заступление. На этом-то законе совести жили наши праотцы Авраам, Исаак, Иаков, и так они угодили Богу, что и покаяние им не положено. Не положил еси покаяние праведным Аврааму, Исааку, Иакову, не согрешившим пред Тобою. И чем они так угодили Богу, что и покаяние им не положено? Имели они жён, и рабов, и большое богатство, постов тогда ещё не бывало, храмов Божьих тогда не созидали, чем они так угодили Богу? Тем, что ни у кого ничего не взяли, никого не обидели, никому не солгали, ни словом, ни делом, и не было тогда иного закона, кроме естественного сего — что себе хощеши, того и другому желай, как говорит Евангелие: Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7, 12). Здесь скорый путь, возводящий добродетель, показует нам: если хочешь, чтобы тебе давали, и ты давай; если хочешь, чтобы любили тебя враги твои, и ты люби врагов твоих; а если хочешь, чтобы никто тебе не досаждал, никому же и ты не досаждай; если хочешь любим быть всеми, и ты люби всех.
И старайся во всём хранить совесть чисту и не зазорну, как в словах, так и в делах, чтобы верно было и полезно, что сказано или сделано, и соблюдать себе во всём опасно, и чтобы ни в чём не повредить совести своей, и не подать бы в чём людям сомнение на себя.

Беседа о необходимости духовного отца

Говорил отец Моисей братии: если человек не стремится к душевному спасению, тогда и в мире пребывает, ибо враг много не наветует на него. Когда же начнёт внимать себе, тогда враг все силы свои обращает на него и не даёт ему мирно пожить не только дня, но даже и часа. Однако же после скорбных беспокойств посылает ему Бог помощь Свою, во утешение его, на несколько часов, и от этой душевной радости забывает человек все свои скорбные обстоятельства и желает прочее терпеть ради будущего утешения.
Для этого нужно всякому внимающему себе иметь духовного отца, и с его вопрошанием всё творить и самому себе ни как же что начинать, чтобы вместо доброго принять злое, ибо многие от неразумия своего пострадали, своей воли последовав, ибо нет иного падения монаху, как своей воли последовать (святого Исаака Сирина). Не всякое желание добро, от Бога впадает в сердце, но оно бывает и от диавола и этим диавол вред человеку приносит и понуждает человека взыскать его. Любит диавол, когда найдёт человека, не вопрошающего другого, не советующегося с могущим наставить на добро; и тогда удобно прельщает враг самочинника и уловляет.