История пустыни

This slideshow requires JavaScript.

Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_001Император Петр I накануне вторжения армии шведов во главе с королем Карлом XII в пределы России предпринимал меры по укреплению ряда го­родов. Опасаясь, что вражеская армия, возможно, будет наступать на Москву через Смоленск, Брянск, Карачев, царь для создания оборонительных соору­жений направил в 1706 году подпоручика Преображенского полка Василия Дмитриевича Корчмина в Брянск. Оборонительная засека устраивалась от Пскова через Смоленск к югу. Была укреплена Брянская крепость. Было реше­но перевести монахов Предтеченского Белопесоцкого монастыря в мужской Петро-Павловский, а их кельи заселить инокинями Вознесенского женского монастыря. Однако группа монахов воспротивилась. Вместе с архимандритом Леони­дом они ушли в урочище «Белые берега». Вырыли в лесу землянки и устрои­ли часовню. Скит начал пополняться старцами, желавшими вести уединенную жизнь. В просьбе построить церковь им было отказано.

В окрестностях брянских, в глубокой пустыне,

В дремучем лесу, средь болот и трясин,

Оставивши след свой, угрюмый доныне,

Жил в древнее время отшельник один…

 

Это строки из поэмы «Пустынник и Богоматерь» орловского священника И. Ливановского, посвященной старцу, иеромонаху Серапиону, сыгравшему немаловажную роль в становлении Белобережской пустыни.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_019Гравюра Ф.Алексеева. Белобережская пустынь 1830 год. Сведения о дате основания Белобережской пустыни разноречивы. Во многих источниках указывается, что Белобережская пустынь возникла в начале XVIII века, когда Пётр I, ввиду подготовки города Брянска к возможным боевым действиям в ходе Северной войны, в 1706 году повелел В. Д. Корчмину снести постройки женского Воскресенского монастыря, а монахинь переселить в мужской Предтечев Песоцкий монастырь, для чего монахов из Песоцкого монастыря нужно было предварительно переселить в Петропавловский. Как гласит предание, группа монахов во главе с архимандритом Леонидом, недовольных таким решением, отделилась от остальной братии и поселилась в отдалении от города, на белопесчаных берегах реки Снежети, вырыв для жилья землянки и устроив небольшую часовню. Этот скит начал постепенно заселяться старцами, желавшими вести уединённую жизнь. Однако, в точности такая же легенда связана с возникновением другой обители, находившейся по соседству в той же самой местности — Полбинской Предтечевой пустыни. Это позволяет усомниться в достоверности упомянутого предания, по крайней мере в отношении одной из пустыней.
В качестве альтернативной версии, другие источники указывают иной год основания Белобережской пустыни — 1661, когда в Россию был перенесён первый список (копия) древней византийской иконы Божией Матери «Троеручица». По легенде, первым пристанищем иконы в России стала как раз Белобережская Пустынь, куда икону принёс первый устроитель пустыни — иеромонах Симеон.
В настоящее время Брянская епархия официально считает датой основания Белобережской пустыни (скита) 1714 год.
Достоверные сведения о существовании Белобережской пустыни начинаются с 1717 года, когда её (тогда ещё — в виде монашеского скита) возглавил монах Серапион, ставший первым строителем этой обители.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_013Установление точного времени основания обители осложняется ещё и тем, что до XVIII века топонима «Белые Берега» в этой местности не существовало вовсе. Лесной массив в нижнем течении Снежети в те времена был известен как урочище Полбино, от чего позднее произошли названия «Большое Полпино» и «Малое Полпино» (Белобережская пустынь находится приблизительно на равном удалении от обоих населённых пунктов).
Из старейших сохранившихся документов следует, что в первое время своего существования Белобережская пустынь носила название «Белопесоцкая» (поскольку её населяли бывшие иноки Брянского Песоцкого монастыря). Однако это название за новой обителью не утвердилось, поскольку Белопесоцкий монастырь уже имелся в Подмосковье. К названию пустыни «Белопесоцкая» приходилось добавлять уточнение — «что на белых берегах реки Снежети». Позднее, по смысловому сходству, название «Белопесоцкая пустынь» было заменено на «Белобережская пустынь» (так, в документах 1730-х годов уже сосуществуют оба названия) и в таком виде укоренилось.
В XIX веке топоним «Белые Берега», ставший разговорным синонимом Белобережской пустыни, распространился не только на сам монастырь, но и на местность, в которой он расположен. Когда в 1868 году здесь пролегла Орловско-Витебская железная дорога, возникла техническая необходимость устройства железнодорожной станции — примерно на полпути между Карачевом и Брянском. Эта станция также получила название «Белые Берега» и дала начало современному одноимённому населённому пункту. В 1894 году для удобства многочисленных паломников ближе к монастырю была устроена платформа «Белобережская» (первоначально — «Белобережская пустынь», «Пустынь»).
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_005Иеромонах Василий (Кишкин). Царице Небесной угодно было, для возвеличения ее Св. Обители, вызвать из Афонской Горы доброго деятеля, избранника своего Иеродиакона Василия в Россию — в Белобережскую пустынь, куда был назначен настоятелем и в несколько лет благоустроил обитель и наставил в добродетели ее братию. С помощью Царицы Небесной ему удалось в короткое время восстановить свою обитель, так что в течение трех месяцев число братии увеличилось до 60-ти человек. В это время из Коренской Пустыни прибыл сюда Иеромонах Серафим, ученик о. Василия, и о. Леонид (Оптинского монастыря), тоже ученик о. Василия, постриженный им же в 1801 году. Словом, Обитель быстро сделалась известною далеко за пределами губернии и привлекла к себе уважаемых и чтимых по жизни старцев: Иеромонаха Клеопу и Схимонаха Феодора, учеников известного Паисия Величковскаго, проживавших с ним долгое время в монастыре Нямецком (Молдавии). Они перенесли сюда и устав того монастыря, касающийся общежития и службы, который был введен и упрочен, строителями Василием и Леонидом.
Попечение о. Василия о внешнем благосостоянии Белобережской пустыни нисколько не отвлекло его от главнейшего — о устроении во спасение словесных овец, Богом вверенного ему стада. С каким благоразумием и мудростью сей духовный делатель Христов возделывал сердечную ниву каждого, приходившего к нему в Обитель, под благую неволю послушания.
Иногда случалось, что братия, отправляясь на покос, не запирали келлий своих; втаких случаях, о. Василиии нередко прохаживался по келлиям посмотреть, кто чем занимается и кто в чем нуждается. Во время таковаго его посещения, он иногда клал какое-либо утешеньице: бублики, пряники, гребешечек и проч. по требованию. А у кого в келлии было нечисто, невыметено, он убирал и подметал, а после учил, чтобы в келлии было чисто и опрятно, и «Ангел твой Хранитель уважит твой труд». А наиболее всего советовал стараться пребывать в келлии со страхом Божиим, иметь чтение о Богоносных Отцах и творить молитву Иисусову умом, как бы нанизуя слова сея на сердце; поклоны класть по силе, но часто и с умилением. «Ложась спать, помышляй в себе, что ты лежишь во гробе и ожидай: се Жених грядет в полунощи, и будет тебе суд».
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_026
Троицкий собор Белобережской пустыни.
В 1732—1735 годах в обители был построен каменный Владимирский храм с двумя приделами — Иоанна Воина и Николая Чудотворца. Первоначально этот храм планировался как деревянный, на что было дано разрешение Синодального Казённого Приказа ещё в 1729 году, однако благотворители монастыря изыскали возможность построить каменный храм. В 1738-1755 годах он был надстроен вторым этажом. После окончания надстройки и повторного освящения храма, в нём было 4 престола: главный (в верхнем этаже) — во Имя Святой Живоначальной Троицы, придельные: Рождества Святого Иоанна Предтечи (в верхнем этаже), Владимирской иконы Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца (оба в нижнем этаже).
В 1833—1837 годах соборный храм был расширен к югу. В новой пристройке, в верхнем этаже, был устроен придельный храм во имя иконы Божией Матери «Взыскание погибших», а в нижнем — во имя Трёх Святителей. Таким образом, общее количество престолов в этом храме достигло шести, что является абсолютным рекордом для храмов современной Брянщины. В храме помещалось свыше пяти тысяч молящихся. Соборный храм был длинен и довольно высок, в архитектурном плане тяготел к украинскому барокко. На его стенах с наружной стороны имелись священные изображения, а над входом в нижний храм — крупная икона Свенской (Печерской) Божьей Матери.
В нижнем храме был погребён основатель монастыря схимонах Симеон. Его могила, ограждённая чугунной решёткой, находилась в храме Владимирской Богоматери — по левую сторону под аркой стены, разделяющей храм. По другую сторону, под такой же стеной и аркой, покоился прах архимандрита Моисея; его могила также была ограждена. Иконостас нижнего храма и вся его отделка были гораздо проще, чем верхнего. Живопись была выполнена в греческом и итальянском стиле.
В верхний храм вели две лестницы из галереи нижнего храма, сходившиеся вверху, перед дверьми храма, общей большой площадкой. Планировка верхнего храма была аналогична нижнему, но его разделяли не три, а две стены с арками; кроме того, верхний храм был значительно выше и просторнее. Место перед иконой Божьей Матери Троеручицы (главной святыней монастыря) до самого иконостаса было ограждено кованой медной решёткой.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_023Святые врата Пустыни с церковью Захария и Елисаветы.
В 1744 году императрица Елизавета Петровна, путешествуя в Киев для поклонения Киево-Печерским мощам, изволила пожертвовать Белобережской пустыни две тысячи рублей ассигнациями. На эти средства к 1747 годам на Святых воротах пустыни была построена каменная церковь во имя святых Захария и Елисаветы. Впоследствии той же императрицей были пожертвованы потир, дискос, звездица и лжица для этого храма.
Архитектура и отделка надвратной церкви была довольно простой. Центральный объём, имевший форму, близкую к кубу, был расширен к западу и востоку невысокими и примерно равными по размеру трапезной и алтарной частью. Пологий гранёный купол венчала маленькая главка на небольшом барабане. В конце XIX века внешняя сторона надвратной церкви, как и прилегающая часть ограды, была украшена живописью на библейские темы.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_012Белобережская пустынь и её окрестности на плане генерального межевания Брянского уезда (около 1780 года).
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_006Преподобный Лев (Наголкин). В Белобережной Пустыни, где отец Лев принял монашеский постриг в 1801 году с именем Леонид, настоятелем был известный афонский старец — отец Василий (Кишкин). Под руководством такого подвижника молодой монах прошёл первые искусы и учился монашеским добродетелям: смирению, терпению. Узнал на практике внешние монашеские подвиги поста, послушания, молитвенного правила. 22 декабря того же года он был рукоположен в иеродиакона, 24 декабря — в иеромонаха. В 1804 году иеромонах Леонид сменяет афонского старца отца Василия. Его аскетический авторитет среди монахов уже в ту пору был настолько высок и бесспорен, что братия сама единодушно избирает его настоятелем Пустыни, о чем сам Леонид поначалу не знал. Он исполнял свое обычное послушание на квасоварне, когда ему сообщили об избрании и, даже не дав снять фартука, повезли оттуда на утверждение к архиерею.
Четыре года настоятельства – были школой искушения властью, школой обучения ответственности за вверенную ему братию. И когда эта школа была, по-видимому, пройдена, Господь своим Промыслом меняет обстоятельства жизни в гуще людей на уединение.
Лев Оптинский в 1808 году отец Феодор тяжело заболевает, и его перевозят в уединённую келью в лес, в двух верстах от обители. И его верный ученик меняет жизнь настоятеля монастыря на жизнь отшельника в лесной глуши, куда отправляется вслед за заболевшим наставником. Многие люди, которые стремятся к власти и ищут настоятельства, не поняли бы отца Леонида. А он не искал чинов и почёта, власти. Он не стал ни игуменом, ни архимандритом. Будучи рукоположен в иеромонахи в 33 года, в возрасте около сорока лет, в пустынном безмолвии, он принимает схиму с именем Льва и заканчивает жизнь иеросхимонахом
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_025
Вид вдоль южной стены «нового» собора. На заднем плане — больничный корпус с храмом Покрова.
В 1809 году в юго-западном углу монастыря был сооружён больничный деревянный корпус — с кельями для больных и престарелых братий и церковью во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Эта постройка была осуществлена на пожертвования госпожи Рагозиной, которая помогала почти всем обителям Орловской губернии. Храм был небольшим, как домовая церковь; отделка его была самой простой.
В 1861 году, по ветхости, этот корпус был разобран и на том же месте выстроен новый, также деревянный, на каменном фундаменте, с железной крышей, с храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы, потому что в честь иконы Божьей Матери «Троеручица» тогда же был заложен новый пятиглавый храм.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_002Постепенно пришел черед каменным кельям с колоннами и мезанинами для иноков, амбарам, каменному флигелю для рабочих и мастеровых, которых ежедневно бывало в пустыни до ста человек. Ведь только одна иконописная мастерская существовала в обители десятилетиями. Помимо иконописной, существовали слесарная и бондарная мастерские, приносившие немалый доход обители. Случалось монахи целыми возами отправляли в соседние уезды и губернии столы, табуреты, ведра, бочки и деревянную посуду. Особенно белобережские монахи славились производством деревянных ложек, украшенных художественной резьбой, изящной и тонкой работы. К тому же они покрывались особой олифой, состав которой иноки держали в секрете. Когда в 1823 году Александр — I проезжал через Орловскую губернию по дороге на юг, то на остановке в «Житной Поляне» делегация монахов пустыни поднесла ему, кроме иконы (копии) Троеручицы Божьей Матери, несколько деревянных ложек, вызвавших у царя своей красотой неподдельный восторг.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_016К северу от пустыни располагалась монастырская мельница на реке Велье с часовней при ней, а также несколько небольших скитов (обычно в виде землянок), разбросанных в чаще леса. Со второй половины XIX века эти скиты практически не использовались, но сохранялись в память о живших там подвижниках прошлых времён. Также в лесу было несколько примечательных деревьев, с которыми были связаны различные легенды.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_021Белобережская пустынь и её окрестности на топографической карте 1862 года.
Выписка из журнала — ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ОБОЗРЕНIЕ 1863г. Земли при пустыни имеется: пашни 38 дес., сенного покоса – 25 дес, под лесом – 271 дес, под поселением и огородом – 5 дес. В 1860 году пустыни отведено 150 дес.под лесом. Кроме того, в Брянском уезде, в пустоши Долгой, ещё пашни 35 дес. 1900 саж. В 1888 году, в вечное владение пустыни, пожертвован Малоархангельским купцом Василием М. Кулабуховым лесной участок земли в количестве 212 дес, который находится в Журилической даче Брянского уезда.
429674370487679В 1889 году завещано пустыни Орловским купцом Петром Прок. Лапиным 100 дес. земли со строевым, дровяным и мелкорастущим лесами, с частью в них сенокосных лугов. В 1890 году пустынь приобрела покупкою имение в 3-х верстах от пустыни, принадлежавшее Карачев-скому купцу Ивану и брату его Сергею Дмитриевым Лапиным, в количестве 1091 дес. 196 саж. – лес, пашня, луг, постройки.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_028На переднем плане — один из корпусов, уцелевших до настоящего времени. На заднем плане — надвратный храм Захария и Елисаветы.
К 1916 году в монастыре было свыше 30 корпусов: настоятельский, братские, трапезные, гостиничные, больничный, различные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и др.), конный и скотный дворы. Скотный двор и гостиничные корпуса располагались вне монастырской ограды, но большинство построек находилось непосредственно на территории монастыря.
Особо выделялось двухэтажное здание трапезной, стоявшее к северо-востоку от старого соборного храма. Оно было сооружено в 1824 году. В нижнем этаже располагалась «хлебня» (пекарня), а на втором — сама трапезная, которая вмещала одновременно до 200 человек. Посреди трапезной возвышалась кафедра, с которой во время обеда читали молитвы. Трапезную расписывал известный в своё время живописец Тихон Леонтьевич Коновалов.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_004Первоначально монастырь довольствовался небольшой колокольней, имевшейся при «старом» соборе. В 1836 году была начата постройка отдельно стоящей каменной колокольни, в 35 сажен вышины. По непрочности фундамента и кладки, 22 сентября 1840 года, во время обеда, колокольня внезапно обрушилась, не причинив, впрочем, никакого вреда ни людям, ни другим постройкам. Из кирпича, оставшегося от рухнувшей колокольни, в последующие годы были построены два двухэтажных жилых корпуса, гостиница, конный двор и столярня. Строительство колокольни было вновь начато в мае 1847 года, при орловском губернском архитекторе И.П. Лутохине, который осуществлял общий надзор за постройкой. Величественная пятиярусная колокольня, покрытая белым железом, была полностью возведена к 1849 году. Ее высота составила 33 сажени (1 сажень = 2,134 метра). На колокольне установили 10 колоколов, самый большой из которых, весом в 646 пудов (1 пуд = 16,38 килограмма), подняли только в 1856 году. Другие колокола имели вес 317 пудов, 157 пудов, 52 пуда и так далее. Звон белобережских колоколов в хорошую погоду был слышен за 10–12 верст. С третьего яруса колокольни можно было любоваться видами окрестности; отсюда просматривались и город Брянск, и Свенский монастырь.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_011Один из корпусов гостиничного комплекса (не сохранился). Фото начала XX века.
В связи с необходимостью обеспечения странствующих богомольцев ночлегом при Белобережской пустыни возник поселок. Первоначально представлял собой одноэтажное здание странноприимной избы, располагавшейся напротив Святых ворот обители. К 1841 году деревянная гостиница обветшала и была заменена каменным зданием. К концу XIX века гостиничный комплекс перед Святыми воротами состоял уже из трех зданий, не считая вспомогательных построек. Главный корпус каменный и двухэтажный имел около 50 номеров, отапливаемых печами. Рядом с этим корпусом стоял более крупный второй корпус, тоже каменный, двухэтажный, с большим мезонином: в нем было 24 «теплых» номера и 60 «летних» (без печей); возле него третья двухэтажная гостиница: низ каменный, а верх деревянный, с деревянным флигелем, на 22 номера. При гостиницах находился большой поместительный двор, обстроенный с двух сторон деревянными строениями; также для помещения богомольцев, с третьей его стороны, прямо против гостиниц, тянулся ряд сараев, на чердаках которых, при большом стечении народа, ночевало простонародье. По другую сторону от дороги, ведущей в пустынь, в 1890 году дятьковским заводчиком Мальцовым для своих рабочих был построен деревянный жилой корпус на каменном фундаменте. При большом стечении богомольцев этот корпус также использовался в качестве гостиницы; в ней имелось 15 номеров. Рядом, ближе к берегу Снежети, с восточной стороны от монастыря, находился кирпичный завод с особыми постройками для обжигания кирпича и извести «на монастырские потребы», а также каретный двор и скотный двор, где разводили коров тирольской и холмогорской пород. Небольшая монастырская гостиница имелась и на железнодорожной платформе «Белобережская». Сюда к каждому поезду выезжали монастырские экипажи–«линейки», доставлявшие богомольцев в пустынь.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_018Но всех этих гостиниц часто не хватало: в праздники в монастырь стекалось до пяти тысяч богомольцев, многие из которых, прибывшие издалека, были вынуждены оставаться на ночлег. За проживание в гостинице плата не взималась, однако состоятельные посетители (в большинстве своем – жители города Орла), как правило, оставляли довольно щедрые добровольные пожертвования. До настоящего времени ни одно из этих зданий не сохранилось, однако жилой поселок у стен монастыря по-прежнему существует.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_024Белобережская пустынь, конец XIX века. Колокольня и «новый» собор.
В 1876 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный однопрестольный соборный храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», выполненный в русском стиле и внешним видом напоминающий московский храм Христа Спасителя. Его строительство было начато еще в 1861 году. Главным строителем этого храма был игумен Израиль, который нашел средство выплатить долги, сделанные по постройке его предшественником, игуменом Анастасием, и привлек многих новых жертвователей, помогших ему завершить постройку. Художником Академии Художеств Алексеем Васильевичем Шишкиным для нового собора было написано 60 икон, тульским купцом Чумаковым – три алтарных иконы. Резной иконостас и киоты изготовил болховской мастер Константин Попов. В 1895 году внутреннюю роспись нового собора в «итальянском» стиле произвел московский живописец Василий Колупаев.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_007Близ пустыни находился скит с возведенной в 1856 году двухэтажной церковью: нижней каменной – во имя Всех святых и верхней деревянной – в честь Печерской иконы Божией Матери. Для монашествующих в скиту были построены четыре деревянных корпуса с кельями, где проживали старые монахи–отшельники. Богомольцы скит не посещали. В ограде скита, вокруг церкви, располагалось небольшое кладбище, на котором хоронили умерших белобережских монахов. Снаружи скита, у самых его ворот, находилось другое кладбище, где погребались умершие в обители странники и богомольцы.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_008В начале XX века между третьим и четвертым ярусами колокольни были установлены часы с боем. Размер черного с позолоченными цифрами циферблата был около полутора метров, что позволяло определять время с расстояния до двух километров. Механизм тонкими тросами связывался с колоколами на третьем ярусе, и часы мелодично отбивали время каждые 15 минут. Часы приводились в движение с помощью двух тросов с гирями по 40–50 кг, которые поднимали при помощи ворота. Одного завода часов хватало на две недели. В 1926 году по вине воспитанников детгородка вся внутренняя деревянная часть колокольни сгорела вместе с часами. В уцелевшем кирпичном корпусе колокольни лесничество оборудовало вышку для обнаружения лесных пожаров. В первые месяцы Великой Отечественной войны колокольня, служившая хорошим ориентиром для вражеской авиации среди лесного массива, была полностью снесена.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_014ИСТОРИЧЕСКОЕ И СОВРЕМЕННОЕ ОБОЗРЕНIЕ. Достопримечательности Белобережской Пустыни:
1. Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы «Троеручицы», принесённая из Москвы в 1718 году первоначальником пустыни этой монахом Серапионом. Эта икона чтится вообще народом и ныне. Но в особенном почтении она находится среди жителей города Карачева, куда ежегодно износится св. икона, по постановлению градской Думы.
2. Три иконы, пожертвованные в 1728 году, при том же строителе обители Серапионе, Государынею Царицею Евдокиею Феодоровною, первою супругою Императора Петра I. Первая икона – св. Живоначальные Троицы, вторая – Владимирския Божией Матери и третья – св. Иоанна Предтечи.
3. Икона Спасителя с малыми частицами хитона Христова, древа креста Господня и 9 частицами мощей разных святых. Святыня эта пожертвована помещицею Пушкаревою.
4. Напрестольный крест сребропозлащённый с частицами мощей разных святых, частицею ризы преподобного Сергея Радонежского и всея России Чудотворца и частицею схимы Преподобного отца Александра Свирского.
5. Напрестольный крест серебряный, с частицами мощей разных святых.
6. Бронзовый посеребряный ковчег (с многочислен. вложениями, в т.ч. и пожертвованные вкладчиками Савёловыми).
7. Потир себеряный, местами позолочённый, пожертвован в 1745 году Государ. Императрицею Елисаветою Петровною.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_017Одесса, 1899 год. Издание Брянской Белобережской пустыни. С иллюстрациями. Оригинальная обложка. Сохранность хорошая. На листах и обложке проколы от прошивки. Издание содержит исторический очерк пустыни, включающий описание местоположения, зданий, окрестностей, воспоминания о пребывавших в ней старцах, рассказы о чудесах и т.п. Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.
Пустынь находится между Брянском и Карачевом, в 115 верстах от Орла, недалеко от Орловско-Витебской железной дороги. Ведомости сообщали, что рядом с Пустынью была устроена монастырская железнодорожная платформа для приезжающих в Св. Обитель помолиться. Обитель окружена большим сосновым лесом, речкою и лугами. Наименование своё получила от местности, на которой стоит, называемой Белые Берега (от белых песков на берегах речки, текущей около пустыни). Основана пустынь в 1706 году. До 1721 года церкви здесь не было, монахи молились в часовне. По благоустройству пустыни особенно трудился монах Серапион (в схиме Симеон). В настоящее время Белобережская пустынь находится в цветущем состоянии во всех отношениях.Там благолепно устроены:
— церковь соборная,зданием каменная, очень большая, 2-этажная, 6-престольная. В нижнем этаже – 3престола и в верхнем – 3;
— церковь на святых вратах обители каменная, однопрестольная,построенная в честь св. праведных Захария и Елисаветы. Построена она в 1747году усердием и иждивением Государыни Императрицы Елисаветы Петровны.Пожертвовано Ею на устройство церкви 2000р.;
— новый соборный храм холодный, огромный, каменный, покрытый белым железом,снаружи ещё не оштукатурен и не окрашен. Он заложен в 1861 году при игуменеАнастасие, а окончен и освящён Преосвященнейшим Ювеналием, Епископом Орловскими Севским (в 1876г. был переведен на кафедру епископа Орловского и Севского ина этой кафедре оставался до самой смерти, которая последовала 31 декабря 1882г.),при настоятеле пустыни игумене Иоасафе, 2 июля 1878 года. Храм этот,расположенный посреди обители – величие и краса оной.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_010Собор в честь иконы «Троеручица» (вид с севера).
В 1876 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный однопрестольный соборный храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», выполненный в русском стиле. Его строительство было начато ещё в 1861 году. Главным строителем этого храма был игумен Израиль, который нашёл средство выплатить долги, сделанные по постройке его предшественником, игуменом Анастасием, и привлёк многих новых жертвователей, помогших ему завершить постройку. Художником Академии Художеств Алексеем Васильевичем Шишкиным для нового собора было написано 60 икон, тульским купцом Чумаковым — три алтарных иконы.

kiot-s-chudotvornoj-ikonoj-bozhiej-materi-troeruchicy-1897g

Киот с чудотворной иконой Божией Матери «Троеручица», фото В.Машукова, 1897 год
Резной иконостас и киоты изготовил болховской мастер Константин Попов. В 1895 году внутреннюю роспись нового собора в «итальянском» стиле произвёл московский живописец Василий Колупаев.

obshhij-vid-i-svyatye-vorota-beloberezhskoj-pustyni-xudozhnik-p-zamyatin-1893-god

Общий вид и святые ворота Белобережской пустыни художник П.Замятин 1893 год

konnyj-dvor-v-beloberezhskoj-pustyni-xudozhnik-p-zamyatin-1893-god

Конный двор в Белобережской пустыни художник П.Замятин 1893 год
Спокойное течение времени Белобережской пустыни было нарушено начавшейся Первой мировой войной, когда на территории монастыря разместился лазарет для раненых. Окончательно же монастырская жизнь была разрушена революционными событиями 1917 года и Гражданской войны. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Монастырь был лишен прав юридического лица; оставшаяся братия (около 150 монахов) вынужденно объединилась в трудовую коммуну «Белобережское трудовое братство» и продолжала совершать богослужения. Показательна история, произошедшая с бывшим игуменом Жировицкого монастыря престарелым отцом Маврикием, проживавшим на покое в Белобережской обители. Чрезвычайная комиссия конфисковала у старца все личные вещи и деньги, продержала без каких-либо объяснений целый месяц в тюрьме, а на последующую просьбу «о выдаче хотя бы небольшой суммы денег на самые необходимые расходы» издевательски ответила: «…монашествующие не должны иметь капиталов, как отрекшиеся от мира, а если имеют, то это называется любостяжанием и сребролюбием, что запрещено Иисусом Христом». В 1919 году на территории монастыря была размещена дачная колония Московского отдела народного образования, а с 1920 года – детская трудовая колония, временно сосуществовавшая с монашеской братией. По мере роста численности воспитанников колонии, называемой с 1922 года «детгородком», шло постепенное вытеснение монахов из жилых и хозяйственных корпусов, ранее переданных им по договору.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_003Воспитанники Белобережской детской колонии, 1920 год.
Окончательно монастырь был закрыт постановлением президиума Брянского губисполкома от 17 июня 1924 года, при этом все прежние договора с верующими были аннулированы. 26 июля 1924 года полностью прекратилось богослужение в храмах. Два года спустя началось целенаправленное разрушение обители. Вначале разобрали главный соборный храм; кирпич использовали для строительства «Дома Советов» в Брянске. Боем устилали дороги. В 1930–м та же судьба постигла собор во имя «Троеручицы». Детский городок в бывшем монастыре существовал до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году детей эвакуировали, а в стенах бывшего монастыря несколько месяцев, до оккупации, действовали курсы минеров–подрывников. Окончательная гибель обители произошла в военное и послевоенное время. Все монастырские храмы и колокольня были разрушены до основания, кирпич пошел на восстановление Брянска, а территория бывшего монастыря была передана под детский санаторий.В 1950–1970 годы здесь было построено несколько новых жилых, учебных и хозяйственных корпусов, котельная и другие объекты.

Центральный корпус Детского ревматического санатория, 1960 год
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_020НОВОМУЧЕННИКИ И ИСПОВЕДНИКИ… Выписка из архивов УФСБ РФ по Брянской обл. Д.12377-П. (1937г.), УФСБ по Брянской обл. Д.9766-П
Иеромонах Середа Илья Тимофеевич, фото из дела 1931 года. Год рождения 1882, место рождения Черниговская губ., Стародубский у. (Брянская о., Клинцовский р.), с.Душкино. Служение — Орловская губ., Брянский у., Белобережская Иоанно-Предтеченская пустынь, иеромонах. Год окончания 1927, с 1927г. был келейником у епископов.
Аресты — Брянская о., Клинцовский р., с.Душкино.
Год ареста 1937, дата осуждения 28.12.1937г.
Приговор высшая мера наказания — расстрел.
Реабилитация — Дата 03.10.1989г.
Кем реабилитирован — Прокуратура Брянской обл. по году репрессий 1931.
По делу 1931г. был реабилитирован 7-10 марта 1989 года.
Заявители — Брянское Епархиальное Управление, отдел Агиологии.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_027В 2004 году пустынь была возвращена Брянской епархии. Сохранилось лишь несколько жилых и хозяйственных зданий и часть ограды с юго–восточной башней, а память о богатейшей обители и ее делах практически исчезла. Первоначально предполагалось в стенах Белобережского монастыря разместить и Брянское духовное училище, однако ввиду удаленности от города оно не привлекло достаточного количества учащихся и в последующем было перенесено в Брянск. В настоящее время на территории Белобережской пустыни ведутся ремонтно–восстановительные работы, но из–за отсутствия должного финансирования современный вид монастыря по–прежнему не привлекателен для туристов и паломников.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_022Решение о передаче построек Белобережского детского санатория (бывшей Белобережской пустыни) Брянскому епархиальному управлению было принято Брянской областной Думой 30 октября 2003 года. Фактически передача территории монастыря с находящимися на ней постройками и коммуникациями в ведение Брянской Епархии состоялась 14 января 2004 года.
799px-Белобережская_пустынь_сегодня_(3)Решением Священного синода Русской православной церкви от 17 августа 2004 года (журнал № 42), «мужской монастырь Белобережской пустыни в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна» был возобновлён как действующий.

Белобережская_пустынь_сегодня_(1)

АФОНСКИЙ СЛЕД
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_030«Келлия Белобережских» 1864 г., Афонская Гора. Русский монастырь.
Между русскими афонцами Серай более известен под названием «келлия Белобережских», потому что ее главные хозяева и распорядители принимали начатки иночества в одной из русских пустынных обителей, называемой Белыми Берегами. При Серае есть значительный участок земли, которую обрабатывают сами отшельники; довольно имеют они также виноградных лоз и прочих произведений здешней природы.
Таким образом, хотя не совсем при достаточных средствах своего собственного продовольствия, но, по крайней мере, при безмолвии и необходимых условиях келейной жизни, сераиоты мирно про водят дни свои под сенью державного заступ­ления Божией Матери и, в чаянии грядущих радостей Небесного Царствия, терпят скорбь и тесноту афонского подвижничества вдали от милой родины и от друзей своих.
Эти келлиоты, так же как и Кореневы, остаются на Святой Горе образцами скромной жизни и русского гостеприимства: они прекрасной настроенности духа и мирного характера в отношении к ближним.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_029«Серай» 1844 г. Афонская Гора. Русский монастырь.
Между тем из келиотов, после Кореневых, замечательны Белобережские, отшельничествующие на келий, так называе­мой — Серак; число их простирается до пят­надцатичеловек, и все они из великороссиян. Об этой-то Серайской афонской келлии мне хочется поговорить с Вами в настоящую пору, потому что несколько раз я был там, но ни в одном из писем моих не говаривал еще о сераиотах, или о белобережских подвижниках.
«Серай», или «Сарай», столь низкое слово в понятиях нашего русского народа, на турец­ком языке значит «красивый дворец». Впрочем, здешняя келлия так названа, кажется, потому, что стоит на открытом месте, с которого рису­ются живописная окрестность и даль самыми поэтическими видами, волнами зелени и непод­вижною, зеркальною равниною Эгейских вод.
Самое устройство Серая, то есть дома, не имеет ничего особенного: во всех частях своего внут­реннего и внешнего расположения он выказы­вает однообразность святогорского характера и восточных форм. От Карей Серай находится на четверть часа ходу, не более. В этой келлии две церкви, из которых главная посвящена имени святого Антония Великого. Характеристика ее подвижников состоит из смеси строгого под­вижничества с северными привычками.