«Троеручица» Белобережская икона Божией Матери

Главной святыней Иоанно-Предтечевой Белобережской пустыни являлся образ Пресвятой Богородицы «Троеручица». Эта икона являлась списком с образа, который был привезен в 1661 году в Москву из Хиландарского монастыря. Белобережская икона считалась второй по значению иконой Богоматери «Троеручицы» в России.

ИКОНА со Святой Горы Афон, из обители Хиландар

После издания А. Ратшина (1852) в литературе, посвященной богородичным иконам, утвердилось ошибочное мнение, что «Троеручица» была принесена в Белобережскую пустынь в 1661 году ее основателем старцем Симеоном. При анализе источников удалось установить, что основание Белобережского монастыря относится к 1721-22 годам. Чтобы разрешить тяжбу, возникшую в связи с этим, монах Серапион/Симеон (1672 — 1741) был отправлен в Москву, откуда и принес икону Пресвятой Богородицы «Троеручицу» в Белобережскую пустынь 12 июля 1724 года.
Образ был написан в 1718 году иконописцами Артемием Федоровым и Афанасием Ивановым. Артемий Федоров — уроженец Тулы, иконописец Оружейной палаты, земляк старца Симеона, входил в число десяти лучших московских мастеров своего времени. Афанасий Иванов — московский иконописец, упоминался в 1740 году в связи с росписью алтаря и сени в церкви Знаменского монастыря. Таким образом, список иконы Божией Матери «Троеручицы» Белобережского монастыря был написан в традициях Оружейной палаты.
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_015
Альбом-МОЛИМСЯ ЗА ВАСЪ_009
Монастырские описи упоминают несколько списков чудотворной белобережской иконы, которые находились в самом монастыре. Один из них был написан в 1823 году и преподнесен императору Александру I, проезжавшему на юг через Орловскую губернию. Списки, а также художественные работы в пустыни выполняли как приглашенные мастера, так и монастырские иконописцы. «Троеручица» Белобережская икона Божией Матери питерСреди них: крестьянин Василий Николаев (1812); мещанин г. Волхова — Н.П. Гуров (1815); живописец И.В. Сельдеев (1852), крестьянин Петр Дмитриев и почепский житель Косьма Евстафьев (1861), тульский купец В.И. Чумаков (1864), Афанасий Попов (1864, резьба иконостаса и киотов); московский живописец В.И. Колупаев (1899). Из монастырских иконописцев названы: Иоаким Павлович Качергинский (1806 — ?), в монашестве Ионафан, упоминается в 1827 — 1835 годах; иеромонах Иринарх (1804 — ?) проходит по монастырским документам в 1836-41 годах; монах Геннадий (1825 — ?) в 1861-1863 годах. В документах обители сохранились упоминания рясофорных послушников, выполнявших живописное послушание: Алимпий (1825 — ?), в миру Антоний Павлович Скотенко, с 1850 года; Гавриил Евдокимов Бунин (1820 — ?) с 1851 по 1859 годы; Косьма Евстафиев Махновский (1828 — ?) с 1862 года; Василий Сель-дешев, подвизавшийся в пустыни и с 1903 года выполнявший живописное послушание.
Белобережская пустынь принимала в год до 5 тысяч паломников. Выносы чудотворной иконы Божией Матери «Троеручицы» из монастыря были особенно торжественны. В 1889 году число богомольцев во время крестного хода с иконой составило 18 тысяч человек. С 1821 года образ выносили в город Карачев, соседние села, иногда в Брянск, особенно часто во время эпидемий холеры (1831, 1843-45, 1847-48, 1853-1856 годы).
Чудеса Иконы Божией Матери
В июне 1831 года икона была в первый раз принесена из монастыря жителями города Брянска, а в августе месяце того же года жителями города Карачева. В обоих этих городах Царица Небесная оказала дивное избавление от губительной болезни — холеры. С того времени жители города Карачева установили правилом переносить эту икону в свой город через год, жителями же Брянска икона бралась довольно часто. По окончании Божественной Литургии перед чудотворной иконой по просьбе благочестивых паломников ежедневно читался Акафист. Икона помещалась под балдахином, устроенном на четырех колоннах, переднею горело пять неугасимых лампад. Икону украшали ризами: в обычные дни серебряной вызолоченной, украшенной камнями, а в праздничные дни — еще более драгоценной.
Сохранились записи чудесных событий, явивших особое заступление и попечение Царицы Небесной о Белобережской обители через Ее чудотворную икону.
В одно время не стало в обители муки. Келарь приходит к настоятелю и докладывает, что мука вся израсходована, и хлеб печеный вышел весь, и что же завтра они будут есть? Настоятель приказал вымести закрома и поставить хлеб из той муки, которую соберут в выметенных закромах; а сам, отпустив келаря, стал молиться. Ночью вратарь слышит, что кто-то стучит в ворота и просит отворить их. Он, взяв ключи у настоятеля, отпер ворота и увидел несколько телег с мешками хлеба. Человек, находившийся при обозе, спросил у вратаря: «Куда сложить привезенный хлеб?» Вратарь пошел доложить об этом начальнику, но, возвратившись от него, не нашел человека при обозе, — принужден был обоз ввезти во двор. Рожь ссыпали, а телеги остались в монастыре. На другой день совершено было благодарственное молебное пение Пресвятой Госпоже Владычице Богородице, избавившей обитель от крайне затруднительного положения, пред чудотворною Ее иконою, именуемою «Троеручицею».
В 1821 году, при строителе Амвросии Богатыреве, мещанин города Карачева, Григорий Петрович Густяков, он же Серов, переносил по своему усердию Святую икону Божией Материв день Воздвижения Честного Животворящего Креста. Не доходя Карачева, около Густяковой мельницы, народ, сопровождавший икону, заметил, что в городе пожар. Все бросились в город. Густяков же с немногими остался при иконе, которую сопровождал иеромонах Иннокентий. Навстречу иконе вышел соборный протоиерей Иоанн Кутепов и хотел препроводить ее прямо в собор, но Густяков упросил, чтобы сначала принесли образ к его дому. Когда икону Божией Матери поставили у дома Густякова, она три раза покачнулась, знаменуя осенение дома Покровом Пречистой. Жена Григория Петровича, вышедшая с детьми навстречу, усердно молилась Царице Небесной и, конечно, заступлением Божией Матери, дом Густякова чудесно сохранился во время пожара. Тогда как пожар распространялся с неимоверной быстротой и все кругом было истреблено огнем, у Густякова вспыхивала крыша на доме, но сама собою угасала, загорелась баня, находившаяся сзади дома во дворе, и тоже, без всякого постороннего содействия, затухала; платья и вещи, лежавшие близ окон и дверей, сгорели, а дом остался невредим.
В 1826 году женщина из Жиздры, по имени Пелагия, долгое время страдала болезнью руки так, что вовсе не владела ею. Она увидела в сонном видении Белобережского старца схимонаха Симеона (Пелагия прежде видела портрет его, и потому узнала при явлении), который сказал ей: «Когда будешь шить белье на Белобережский монастырь, то будешь здорова». Она, придя в Пустынь, подробно рассказала о видении, взяла шить белье для Пустыни, и с того времени рука ее стала совершенно здоровой. В благодарность за такое чудесное исцеление она бесплатно шила белье для Пустыни до своей смерти.
У одного офицера, служившего при Орловском кадетском корпусе, был крепостной мальчик, обучавшийся сапожному мастерству. С первых лет своей жизни мальчик страдал падучей болезнью; с возрастом болезнь усилилась, и бывало у него до восьми припадков в день. Не находя никаких средств к его исцелению, офицер вынужден был отдать его в общественную больницу. Находясь там и продолжая страдать, мальчик однажды увидел во сне почтенного старца, в котором впоследствии узнал по портрету схимонаха Симеона. Старец сказал: «Ты бы сходил в Белые Берега в монастырь, отслужил там молебен Троеручице Божией Матери и Иоанну Предтече, что на воротах». Сон этот он видел трижды и рассказал о нем старшему врачу. Вскоре представился случай отправить мальчика в Белобережскую Пустынь с отставным солдатом, жившим неподалеку. По дороге больного мучили страшные припадки, и последний был такой сильный, что мальчик похолодел и перестал дышать. Но, по милости Божией, через некоторое время он встал и дошел до Пустыни. Там был совершен молебен Матери Божией и затем Святому Иоанну Предтече в храме над монастырскими вратами. С тех пор не было с этим человеком ни одного припадка падучей болезни.
Помещица Щегловитова из Трубчевского уезда долгое время страдала глазной болезнью. Медицинские средства не помогали ей, но еще более вредили. Она даже приходила к мысли, что совсем лишится зрения. Однажды ночью явился ей в сонном видении старец и сказал, чтобы она отправилась в Белобережскую Пустынь, отслужила там молебен пред иконою Божией Матери, именуемой Троеручицей, и панихиду по старцу Симеону, и взяла масла из лампады, которая горит на гробе старца. Она вскоре это исполнила, приехав в обитель. Вернувшись домой, помещица стала мазать свои глаза маслом из лампады, которая горела при гробе старца пред иконою Божией Матери «Знамение», и вскоре получила исцеление.
В 1847 году эпидемия холеры произвела страшное опустошение в городе Карачеве. Храмы были буквально заставлены гробами, а на улицах всюду встречались траурные процессии. Жители города находились в унынии. Наконец, они обратились к заступлению Царицы Небесной: подняли икону «Троеручицу» и перенесли из Белобережской Пустыни в Карачев. После всенощного бдения, Божественной Литургии и молебна обнесли Святую икону вокруг города, и заступлением Пресвятой Богородицы он был помилован. Эпидемия прекратилась. Уже в день торжества умирающих в городе не стало, тогда как в окрестностях его холера страшно истребляла народ. В память этого дивного избавления жители города Карачева соорудили великолепный фонарь для ношения с иконой, подобный фонарю Московского Успенского собора.
В 1920 году Белобережская Пустынь была закрыта. Все монастырские храмы были разрушены, на месте Соборного храма в честь иконы Божией Матери «Троеручица» построено задние детского санатория. Где находится Святая икона в настоящее время — неизвестно.

«Троеручица» Белобережская икона Божией Матери