Схимонах Авраамий Жиздринский

Инок Белобережского монастыря Авраамий Жиздринский — Рославльский пустынник
avraamij-zhizdrinskij«Вот чем и дороги нам родные отшельники,
  пустынники и святые: они дали прекрасные примеры
безбоязненного отношения к смерти и разумного,
созерцательного наслаждения жизнью,
т. е. достигли того, к чему человечество
всеми силами своего ума и воли стремилось,
нередко падая и повергаясь в отчаяние
на ложном пути».
И. И. Орловский.
       Русский народ, русская земля всегда исстари были сильны своей духовностью, верой в Бога, что также доказывалось строительством храмов и монастырей.

       Однако некоторые монахи из монастырей уходили жить в пустыни. Слово «пустыня, пустынь» имеет для православного христианина особое значение. Пустынь – это место, где можно уединиться для общения с богом. В пустынь уходили люди, которые не могли жить в миру, по их мнению, среди неправды, жестокости мира, несправедливости, стремящиеся через строгое соблюдение постов, молитвы, уединение и «отрешась от мирской суеты, чтобы их разум и чувства были заняты только восхождением к богу». Часто уходя жить в удаленные, глухие места, живя в лесах, пустынники старались как можно меньше общаться с внешним миром.
       Причинами, побудившими монахов и простых людей уходить в «пустыни», послужило закрытие в 18 в. монастырей, а также жестко регламентированные меры, запрещавшие вступать в число монастырской братии. Еще царь Петр I запретил строить новые монастыри и обращал уже действующие в богадельни и инвалидные дома. Одновременно с этим процессом шло ужесточение крепостного права. Из-за этого крестьяне массового убегали от помещиков, прячась по лесам, или пытались идти жить в монастыри. Но так как монастыри закрывались, монахи и мирские жители селились рядом у монастырей или уходили жить в непроходимые леса [9,14].
       Одним из основных мест, где селились эти пустынники-иноки, стали места у реки Десны, где граничили уезды Калужской и Смоленской губерний, и участки территории Орловской губернии. В этих местах располагались монастыри – Белобережская, Площанская и Оптина пустыни. В лесах, около этих монастырей, селились отшельники, основывая маленькие пустыньки, которые распространяли православную веру и благочестие на окружающее население, и где их чтили как угодников Божиих.
       Отшельники проживали в брянских и жиздринских лесах, но много пустынников селилось в рославльских лесах. Скорее всего, отшельники предпочитали жить в этих труднодоступных местах потому, что до ближайших городов расстояние составляло до нескольких десятков верст, присутствовали густые непроходимые леса. Много пустынников селилось в Рославльском уезде Смоленской губернии (современная территория Рославльского района Смоленской области и Рогнединского района Брянской области). Также одной из основных причин поселения там пустынников можно отнести гостеприимство местных помещиков, приглашавших и селивших на принадлежавших им землях монахов, предлагая им покой и уединение. А некоторые из этих помещиков селились в кельях вместе с пустынниками [5,10].
       Не сохранилось точной даты появления в Рославльских лесах первых отшельников. Первые монашеские кельи появились там в середине 18 века, а уже в конце века здесь жило примерно около 30 монахов. И здесь, в Рославльских лесах, в течение 70 лет находился центр пустынножительства, расцвет которого пришелся на 1811-1821 гг.
       Рославльская пустынь стала центром монашеского духа в центральной России. Рославльские леса дали большое количество святых, почитаемых по всей России, а некоторые причислены к лику общероссийских святых (например, Зосима Верховский). Множество людей обращалось к рославльским пустынникам за помощью и поддержкой. В начале 19 века подвижническая духовная жизнь рославльских пустынников стала известна и за пределами Смоленской губернии. Многие настоятели монастырей обращались к рославльским пустынникам за помощью в улучшении монастырской жизни, устроении скитов. Пустынники помогали, уезжая жить в другие монастыри России. За истинно подвижническую жизнь, некоторым рославльским пустынникам было предложено организовать управление скитом у Свято-Введенской Оптиной пустыни (Козельский уезд Калужской губернии), ставшим позднее Иоанно-Предтеченским скитом. Монастырь стал крупнейшим духовным центром православного мира и остается таким до сегодняшнего времени [6].
       Отшельники жили в пустыньках, разбросанных по лесу, иногда группами по 6-10 человек. У пустынников, кроме молитвы, основным занятием являлось переписывание святоотеческих писаний и составление сборников изречений великих богословов древности. Пустынники занимались духовным просвещением, вели почтовую переписку с духовными детьми и наставниками, получали книги почтой. Книги и письма доставлялись на почту в г. Рославле. Местные помещики приглашали пустынников к себе домой для духовных бесед. А жители окрестных населенных пунктов приходили к ним за советом, жаждая утешительных бесед. Современники за высокие духовные и молитвенные подвиги пустынников давали название Рославльским лесам — русская Палестина и Фиваида [5,10].
       Пустынники вели скромную, аскетическую жизнь. Питались овощами, выращенными у себя на огороде. Летом собирали грибы и ягоды. Иногда благодетели помогали им хлебом, крупой. И так продолжалось из года в год, изо дня в день. Начиная с 1824 г. местным властям начали писать доносы, где монахи описывались вольнодумцами и бродягами, а помещики обвинялись в помощи неизвестным, подозрительным людям, жившим на их землях. По всем рославльским лесам были организованы облавы, пустынников ловили и сажали в тюрьму, где приходилось сидеть по году и более. После тюрьмы монахов разослали по различным монастырям страны или к месту приписки. Некоторые из монахов перешли жить в соседние Жиздринские леса. Ушел и старец Мелхиседек, поселившейся в Хатожской лесной даче Семиревской волости Жиздринского уезда Калужской губернии (в 20-е годы прошлого века Жиздринский уезд входил в состав Брянской губернии), принадлежавшей промышленникам Мальцовым [1]. Это было глухое малонаселенное место на стыке нынешних Кировского и Куйбышевского районов. На месте жительства пустынника в начале 20 века основали мужской монастырь под названием «Мелхиседекова пустынь», в 20 км от нынешнего города Кирова [3,10]. Но история пустынножительства в рославльских лесах продолжалась до 13 сентября 1866 года, когда умер последний рославльский пустынник – отец Дорофей.

p1070946

monaxov-kolodec

«Монахов колодец»

       Территория Куйбышевского района Калужской области также связана в прошлом с подвижнической жизнью христианского православного монашества. Недалеко от села Троицкое Куйбышевского района в местечке, известном под названием «Монахов колодец», покоится прах известного человека — схимонаха Авраамия Жиздринского, относившегося также к рославльским подвижникам, который длительное время нес подвиг старчества [13].
mogila-sximonaxa-avraamiya-zhizdrinskogo

Могилка схимонаха Авраамия Жиздринского

       26 февраля 1814 г. известный архимандрит Геннадий (бывший настоятель Псковской Никандровой пустыни), со своим учеником Авраамием, пришли в рославльские леса из Белобережской пустыни Орловской губернии (ныне территория Брянской области). Отец Авраамий проживал там до 1824 г., пока не был арестован Рославльским земским судом вместе с другими пустынниками и находился в тюрьме целый год [10]. После этого архимандрит Геннадий вернулся в г. Орел и был определен в Площанскую пустынь, а Авраамий ушел в соседние жиздринские леса, частично находящиеся на территории современного Куйбышевского района Калужской области. Там он проживал в уединении недалеко от с. Троицкое в даче П.Н. Суходольского, в местечке “Монахов колодец”. По преданиям, своей строгой жизнью он приводил в удивление живших ранее с ним монахов. За душевные, утешительные, вдохновенные беседы с народом отец Авраамий был назван – «Уста Божьи». Умер схимонах Авраамий в 1855 г. и похоронен в местечке «Монахов колодец», недалеко от находящегося там родника [11,12].
foto-monastyrya-v-s-novodyaglevo       Необходимо отметить, что благодаря отцу Авраамию был создан Казанский женский Боголюбивый монастырь в с. Ново-Дяглево. Вдова помещика Белокопытова, Александра Евгеньевна, проживавшая в сельце Петропавловском, в 7 верстах от с. Троицкое, тоже почитала праведного старца и всегда обращалась к нему за советом в минуту затруднения. Отец Авраамий часто бывал в селе Петропавловском, он и дал решительный совет Александре Евгеньевне: не выходить вторично замуж, а устроить в Петропавловском женскую общину [11,12]. В 1865 году А. Е. Белокопытова обратилась с прошением к архиепископу Григорию, ходатайствуя перед ним о разрешении открыть женскую общину в селе Петропавловском и определить к ней для богослужения священника [2]. Как средства к содержанию будущей обители Белокопытова показала все свое имение при означенном селе, состоявшее в пахотной и сенокосной земле в количестве 485 десятин с водяной мельницей, большой деревянный дом, хозяйственные постройки и инвентарь. В 1892 году Казанская женская Боголюбивая община была обращена в монастырь. В середине 50-х годов 20 века, монастырь был целиком разрушен [4,7,8].
       Однако местные жители всегда раньше и теперь почитают память старца, посещают его могилу, читают молитвы, берут воду из родника.

kazanskij-zhenskij-bogolyubivyj-monastyr1

       Также началось вновь строительство монастыря, восстановление обители.
       В феврале 2016 г. по благословению Управляющего Песоченской и Юхновской Епархии Его Высокопреосвященства Архиепископа Максимилиана, по инициативе, проектам и активном участии краеведа Оленичева Алексея Аркадьевича, была изготовлена, торжественно открыта и освящена мемориальная доска на часовне в с. Троицкое Куйбышевского района. Отражающая исторический факт проживания в местечке «Монахов колодец» недалеко от с. Троицкое, и принадлежности схимонаха Авраамия Жиздринского к известным и почитаемым Рославльским пустынникам.

chasovnya-doska-s-troickoe

Источники и литература:
1. Государственный архив Калужской области (ГАКО), ф. 32, оп. 2, д. 1697.
2. Там же, Ф. 33, оп.3, д.2152.
3. Бауэр А. А. Неизвестный монастырь Калужского края (Мелхиседекова пустынь Жиздринского уезда в 19 — нач. 20 вв.) // Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Сб. мат-в XIV Всерос. науч. конф. Калуга, 5-7 апреля 2011 г.
4. Бетлица: Историко-краеведческий очерк.- Калуга: Изд.- пед. центр «Гриф».- 1998.
5.Дубовский С.А. Пустынники Рославльских лесов // Смоленские Епархиальные Ведомости, 1994. — N 4.
6. Калужская энциклопедия. 2-е изд., перераб. и доп. – Калуга: изд-во Н.Ф. Бочкаревой.- 2005.
7. Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского уезда. М.: ИПЦ «Маска». — 2011.
8. Оленичев А. История монастыря в Дяглево // Бетлицкий вестник, 29.05.2002.
9. Оленичев А. Пустынник отец Авраамий // Бетлицкий вестник, 14.10.2015.
10. Орловский И.И. Пустынножительство в Рославльских лесах. — 2-е изд.- Смоленск: Свиток, 2004.
11. Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь: Изд. Введенской Оптиной Пустыни.-1994.
12. Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Март: Изд. Введенской Оптиной Пустыни.-1997.
13. Егоренкова И.С. История села Троицкое // Морозовские чтения: Мат-лы II и III научно-практ. конф.- Калуга, 2007.
14. Смолич И.К. Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 г. М.: Церк. – научн. центр «Православная Энциклопедия», 1997.
Алексей Аркадьевич Оленичев, краевед (г. Калуга)