Cхимонах Никита Белобережский и Рославльский

     Никита Белобережский и Рославльский (1695 — 1793), схимонах, преподобный, Память 29 марта

Прп. Никита Рославльский

       Родился в 1695 году в Орле. С детства любил странствовать по святым местам. Юношей же удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни (ныне — Брянская епархия), на полверсты влево от дороги на Карачев.

       На пригорке стояла его келья, а у подошвы был вырыт им колодец. Питался отшельник хлебом, который мимо ходящие богомольцы клали ему в корзину, повешенную на придорожном дереве; да ещё кое-что имел с небольшого огорода, который был рядом с кельей.

       Лес был глухой, и нередко звери бродили вокруг пустынной кельи. Летом комары кусали тело Никиты до крови, причиняя ему страшные мучения. Никита все терпел безропотно. Данным от Бога ему даром слез он молился Творцу о своих грехах и за своих ближних. Посещал Никита богослужения в находящейся рядом Белобережской пустыни. Так, в подвиге и молитве он дожил до старости [1].

      Кем и когда Никита был пострижен в монашество, неизвестно, можно лишь предполагать, что не в находящейся рядом Белобережской пустыни, так как никогда не был ее штатным монахом.

       Однажды в марте его постигла тяжелая болезнь, заставившая его долго лежать без движения. Наступил канун Благовещения. Старец, лежа на одре, услышал благовест к Всенощной; попробовал встать, но болезнь этого ему не позволила. Болезненным голосом Никита запел тропарь праздника, но от слабости и потери голоса не смог его пропеть до конца. Горькими слезами залился старец, сокрушаясь, что не может достойно встретить великий праздник. Тогда келья его озарилась небесным светом, и Никита увидел перед собой Богоматерь, окруженную ангелами. Небесная гостья благословила старца, и в неземном восторге он слабым голосом запел тропарь Благовещения. Богоматерь и ангелы присоединились к его пению, и скромная отшельническая келья огласилась хвалебной песнью небожителей. Исчезло видение, но Никита долгое время находился под его впечатлением [2].

       После выздоровления Никита пошел в Белобережскую пустынь поблагодарить Господа и свою Посетительницу. Возвратясь назад, он увидел на месте своей кельи один пепел. Кто-то сжег ее в отсутствие старца. Отец Никита переселился в Белобережскую пустынь. Со смирением он выполнял здесь все послушания, служа братии, не жалея сил. Господь судил прожить ему здесь недолго [3]. 4 сентября 1777 года Синод определил приписать Белобережскую пустынь к Брянскому Петропавловскому монастырю, монашествующих же распределить в штатные монастыри.

       «Обитель стана клониться к упадку. Вкладов почти не стало, а люди, искавшие спасения, хоть иногда и поселялись в обители, пленяясь ее пустынностью, но не могли надолго оставаться в ней, скоро удаляясь по своей воле или по недоброжелательству большинства на них не похожего. Так был выгнан известный после Смоленский пустынножитель Никита» [4].

       Отец Никита был много наслышан о Рославльских лесах и подвизавшихся в них пустынниках. В 1780 году он поселился в сделанной им самим келье в Рославльских лесах, на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь, но перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. По его просьбе старец Досифей нанял крестьянскую лошадь и по первозимью 1792 года приехал к Никите в Белые Берега, где нашел его тяжело больным. Досифей просил его обождать до лета, но старец стремился в свою пустынь. Получив благословение настоятеля Белобережской пустыни о. Иринарха, Досифей уложил Никиту на дровни, прикрыл его рогожей и соломой и повез больного за 200 верст в Рославльские леса.

       Преподобный Никита скончался 29 марта 1793 года.

       Омыв бездыханное тело, Досифей положил старца в пчелиный улей, призвал священника из села Лугов и соседних пустынников, живших у реки Болдачевки, и похоронил старца во рву, возле его келий. Так как во рву всегда стояла вода, то Досифей через несколько лет по какому-то откровению откопал гроб Никиты, чтобы перенести повыше. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны, только липовый ходачок на одной ноге, сплетенный не самим старцем, а его учеником, превратился в прах. При открытии был священник села Лугов о. Иоанн и ближайшие пустынники. Один из последних, по имени Арсений, хотел поменяться с Никитой четками, но, несмотря на все усилия, не смог их вынуть из руки старца. Тело старца из улья переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении был больной монах, страдавший болезнью желудка. Этот монах выпил воды из гроба и исцелился от своей болезни. Лет через пятнадцать после кончины о. Никиту снова открывали, и тело его было нетленным [5].

       На месте могилы в конце XIX века была устроена деревянная пятиглавая часовня. Посередине часовни, на месте захоронения, был установлен каменный саркофаг в форме обыкновенного гроба на ножках. После революции часовня была разрушена, а саркофаг сброшен в ров. Деревенские женщины ночью подняли его с помощью связанных льняных полотенец и установили на место, но несколько иначе, чем он стоял раньше. Там он сейчас и стоит. На верхней стороне саркофага рельефно высечены крест, копье и трость, ниже – развернутое Евангелие со словами: «Заповедь новую даю вам — да любите друг друга» (Ин 13, 34). По бокам гробницы также надписи, в головах «Здесь покоится блаженный пустынник и подвижник о Христе Никита. Господи, прими дух его с миром!» В ногах: «Почил о Господе 29 марта 1793 года, житье его было 98 лет. Помяни его, Господи, во царствии Твоем». С правой стороны: «Памятник сей, и часовня, сооружены старанием председателя попечительства, помещика Николая Михайловича Суходольского, при участии Екимовического волостного старшины Стефана Афанасиева, церковного старосты Никанора Евстафиева, прихожан и почитателей. Сооружена и освящена 15 сентября 1897 года причтом села Екимовичи», С левой стороны — молитва «В покоищи Твоем Господи», вокруг фундамента гробницы — молитва «Святый Боже». Поверхность саркофага частично повреждена следами от пуль, возможно, во время Великой отечественной войны гробница служила укрытием, либо повреждения нанесены с целью осквернить могилу.

       Память старца Никиты всегда почиталась богомольцами. Недалеко от Белобережской обители почитается место явления ему Богородицы.

       В марте 2025 года, усилиями жителя пос. Белые Берега Алексея Бирюкова, командира поискового отряда «Пересвет», над колодцем ископанном старцем установлен деревянный сруб. 

 

       В 2001 году постановлением районной думы муниципального образования «Рославльский район» местность, именуемая «Монахов ров», с могилой схимонаха Никиты включена в число наиболее важных объектов культуры и истории Рославльского района.

       Причислен к лику местночтимых святых Смоленской епархии решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 года.

       Материалы для статьи:
  • Иеромонах Рафаил (Ивочкин), кандидат исторических наук, кандидат богословия, секретарь Комиссии Смоленской митрополии по канонизации святых. «Из истории Рославльского пустынножительства: схимонахи Никита и Феофан»
  • «К лику местночтимых святых причислены схимонахи Никита и Феофан Рославльские»

[1]  Отчет о деятельности Орловского церковного историко-археологического общества // Орловские епархиальные ведомости. Орел. 1908. № 1. С.14.

[2]  Ковалевский А. Пустынник и Богоматерь // Душеполезные чтения. 1868.

[3]  Ливанский И., протоиерей. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Киевский и Галицкий // Орловские епархиальные ведомости. Орел. 1908. С.97.

[4]  Брянская Белобережская пустынь. Орел.1910. С. 12.

[5]  Орловский И.И. Пустынножительство в Рославльских лесах // Смоленские епархиальные ведомости. Смоленск. 1904. С. 492-493.

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ
       Будущий схимонах Никита родился в Орле в 1695 году. Юношей он удалился из родительского дома и поселился в двух верстах от Белобережской пустыни. В этой обители он посещал богослужения. Здесь и прожил до старости.

«Монашеский ров»

       В 1780 году схимонах Никита переехал в Рославльские леса и поселился в сделанной им самим келье на южной стороне «Монашеского рва», возле села Екимовичей. Здесь старец в монашеском подвиге, известном только ему, прожил не менее десяти лет. Затем он снова перебрался в Белобережскую пустынь. Перед смертью, в 1792 году, он захотел вновь вернуться в свою пустыньку. Его ученик Досифей, получив благословение настоятеля Белобережской пустыни, привез Никиту в Рославльские леса. Здесь Никита и умер 29 марта 1793 года.
       Тело почившего схимонаха Никиты было погребено во рву, возле его кельи. Так как во рву постоянно стояла вода, Досифей через несколько лет откопал гроб Никиты, чтобы перенести его на другое место. Гроб оказался цел, а тело и одежды Никиты нетленны. Тело переложили в новый гроб и, отслужив панихиду, погребли на полугоре, на северной окраине рва. При погребении присутствовал больной монах, страдавший болезнью желудка. Испив воды от гроба, он исцелился от своей болезни. Спустя пятнадцать лет после кончины отца Никиты его гроб вновь открывали: его тело по-прежнему оставалось нетленным.
       Со времени его кончины богомольцы почитают память отца Никиты. В день Ангела к могиле старца собиралось до 5000 человек. Могила старца почитается по сей день, засвидетельствованы случаи исцелений.

Архипастырский визит в Рославльский район

Схимонах Феофан
       Недалеко от погребения отца Никиты находится могила другого подвижника ― схимонаха Феофана. О его жизни сохранилось мало сведений. В основном это следующие воспоминания архимандрита Моисея, преподобного старца Оптинского.
       «Отец Феофан, уроженец Владимирский, был на службе Черноморского казацкого войска; до пострижения именовался «казак Федор Талунин». Жил первоначально в Софрониевой пустыне, а потом ушел в Молдавию, где пребывал у старца Паисия, а по кончине его возвратился в Россию и поступил в братство Оптиной пустыни в 1800 году. В крайнем нестяжании, в кротости духа, деятельную добродетель поста, молитвы и поклонов он проходил с горячей ревностью. Старец отошел ко Господу 15-го июня 1819 года. За несколько минут до кончины я спросил его: «Покойна ли твоя душа, не страшится ли чего в часе смертном?» Он отвечал: «Я с радостью желаю разрешиться жизни сей». И тут же стал кончаться: занес руку для крестного знамения и предал дух свой в руки Божии. Погребен в пустыне». Преподобный Оптинский старец Антоний, на руках которого в Рославльских лесах умер старец Феофан, рассказывал, что он забыл испросить у него молитв перед его смертью. В сороковой день почивший явился ему во сне и пообещал молиться за него. Отец Антоний говорил о Феофане следующее: «Этот старец при жизни имел столь сияющее благодатью лицо, что недоставало духу смотреть ему прямо в глаза, а разве украдкой когда взглянешь со стороны». В настоящее время могила схимонаха Феофана почитается паломниками.
255528-p       27 декабря 2016 года в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.
       Журналом заседания священного синода от 27 декабря 2016 года № 126 (ходатайство митрополита Смоленского и Рославльского Исидора о канонизации в лике местночтимых святых схимонахов Никиты и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов), постановлено:
1. Причислить к лику святых для местного почитания в Смоленской митрополии схимонахов Никиту и Феофана, пустынножителей Рославльских лесов.
2. Память преподобного Никиты совершать 29 марта (11 апреля) в день его преставления ко Господу.
3. Память преподобного Феофана совершать 15 июня (28 июня) в день его преставления ко Господу.
4. Честные останки преподобных Никиты и Феофана, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.
5. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.